Фрагмент для ознакомления
2
единогласии, безусловно, и этим заканчивалось. Принимаемое решение народного собрания по центуриям обладало силой закона, и такое собрание на вторые роли оттесняло народное собрание по куриям [10, c. 210].
В качестве второй части реформ, которыми являлось деление по территориальному принципу свободного населения, заметным образом усилила процесс неизменного ослабления кровнородственных связей, которые были заложены в основе первобытнообщинной организации. В Древнем Риме образовано было 4 городских, а также 17 сельских территориальных округов. За ними сохранили прежнее название племен – то есть трибы. В трибу включались как патриции, так и плебеи, которые в ней жили, а также подчинялись ее старосте. Он же с них собирал налоги. Немного позднее по территориальным трибам начали также созываться собрания (так называемые трибутные комиции), в которых каждой трибе предоставлялся только один голос. Продолжительное время их роль являлась второстепенной, однако разделение римского населения по трибам, где плебеи и патриции несли практически одинаковые обязанности, говорило о возникновении в организации римской общественной власти уже территориального, а вовсе не кровнородственного принципа ее функционирования.
Таким образом, реформы Сервия Туллия, завершает процесс ломки фундамента родового строя, сменив его новым социально-политическим устройством, которое было основано на имущественных различиях и территориальном делении. Включив в состав «римского народа» плебеев, а также допустив их к участию в трибутном и центуриатном собраниях, они тем самым способствовали консолидации свободных, предоставляли их господство над рабами. Появившееся государство становится формой подобного господства и консолидации. Однако государственная власть одновременно направлена была также и против свободных пролетариев.
Укажем, что реформы, которые приписывались Сервию Туллию, подводят итог значимому этапу образования государства, но, тем не менее, его не завершили. Данный процесс развивался и через трансформацию органов власти, которые были унаследованы от родовой организации, и через формирование новых. В его основе находилась последующая консолидация в господствующий класс свободных, что неизменно требовало окончательной ликвидации предыдущих различий между плебеями и патрициями. Благодаря реформам Сервия Туллия плебеев допустили к участию в народных собраниях, однако не были устранены полностью социальные и политические ограничений в их отношени [7, c. 189].
Последующие два столетия в истории Рима были связаны продолжающейся борьбой плебеев непосредственно за уравнение в правах с патрициями.
В такого рода борьбе выделить можно следующих два основных этапа. Плебеи в V столетии до н.э. добились в плане ограничения произвола должностных лиц (патрициев) некоторых успехов. Для этого в 494 году до н.э. учреждается должность плебейского трибуна. Однако плебейские трибуны, которые избирались плебеями в числе до 10 человек, не обладали управленческой власти, тем не менее, они обладали правом veto – то есть имело право запретить исполнение распоряжения практически любого должностного лица и, в том числе, даже постановления сената. В качестве второго значимого достижения плебеев становится издание в 451–450 года до н.э. Законов XII таблиц, которые ограничили патрицианских магистратов произвольным образом проводить толкования норм обычного права. Данные законы говорят о практически полном уравнении плебеев с патрициями непосредственно в гражданских правах.
Второй этап приходится на IV столетие до н.э., то есть когда плебеи все же добились права занимать разные государственные должности. В 367 г. до н.э. Законом Лициния и Секстия устанавливается, что один из двух консулов (являющихся высшими должностными лицами) должен избираться из плебеев, а некоторыми законами 364–337 годов до н.э. им предоставлено было право на занятие еще и остальных государственных должностей. В указанном столетии издаются законы, которые способствовали консолидации патрициев и плебеев. Указанный нами выше Закон Лициния и Секстия ограничивал размер того земельного владения, которым имели право владеть патриции непосредственно из общественного земельного фонда, что также определенным образом расширяет доступ плебеев к данному фонду. В свою очередь законом Петелия 326 г. до н.э. отменяется сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, негативным образом в первую очередь влиявшим на плебеи [12, c. 13].
Завершается борьба плебеев за равноправие с принятие в 287 г. до н.э. Закона Гортензия, согласно которому решения плебейских собраний по трибам начали распространяться и на плебеев, поэтому они получили силу закона, аналогичную решениям центуриатных собраний.
Таким образом, произошедшие в Древнем Риме преобразования были обусловлены общих для большинства государств процессов разложения первобытнообщинного строя, которые были порождены весьма активным развитием частной собственности, возникновением классовой и имущественной дифференциации. Однако данные процессы ускорены были борьбой с членами римской общины плебеев за равноправие, наконец, окончательно разрушившей базы родового строя Древнего Рима. На смену
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Ельницкий Л.А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв. до н.э. М., 1964. 298 с.
2. Ельницкий Л.А. У истоков древнеримской культуры и государственности // Вестник Древней истории. 1958. № 3. С. 146-150.
3. Игнатенко А.В. К вопросу о начале государственности в Риме // Вестн. Пермс. ун-та. Сер. Юридич. науки. 2009. Вып. 4. С. 4-18.
4. История государства и права зарубежных стран. Т.1 / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. М.: Норма, 2018. С. 207—208. 714 с.
5. Кучма В.В. Государство и право Древнего Рима. В 2-х ч.ч. Волгоград, 1997. 324 с.
6. Маяк И.Л. Рим первых царей: Генезис римского полиса. М., 1983. 234 с.
7. Новицкий И.Б. Римское право. М. 2008. 446 с.
8. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: В 2 тт: Т. 1 учебник для вузов М., 2007. 568 с.
9. Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран: учебник. М.: Юрайт, 2013. 811 с.
10. Томсинов В. Всеобщая история государства и права. Т. 1. Древний мир и средние века. М., 2011. 644 с.
11. Царапкин П.Ф. К вопросу об особенностях социального и правового статуса физического лица в Древнем Риме // Российская государственность: вчера, сегодня, завтра. Н. Новгород, 2008. С. 277 – 279.
12. Царапкин П.Ф. Эволюция формы государства Древнего Рима и ее влияние на развитие системы частного права: автореф. дис. … канд. юридич. наук. Н. Новгород 2011. 23 с.